Минтранс: в случае ДТП с беспилотным авто

Министерство транспорта доработало проекта закона, в котором подробно регламентируются правила ответственности за ДТП с автомобилями без водителя. Документ содержит описание условий, согласно которым беспилотные автомобили смогут безопасно передвигаться по дорогам. К таким условиям относится наличие специального "бортового устройства регистрации событий", а также наличие системы, позволяющей удаленно перевести автомобиль в "состояние минимального риска". В этом состоянии автопилот отключается, а автомобиль останавливается на безопасном и разрешенном месте для высадки пассажиров. Кроме того, требуется, чтобы автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД и обновлял свою программную прошивку.


В случае аварии с беспилотным автомобилем, главная ответственность за убытки, связанные с жизнью, здоровьем и имуществом третьих лиц и окружающей среды, лежит на владельце автомобиля, если он не сможет доказать, что эти убытки были вызваны "непреодолимой силой или умыслом потерпевшего". Владелец также имеет возможность возложить вину на производителя, но только при условии, что будет доказано, что авария произошла из-за "системных ошибок (дефектов) управления или автоматической системы транспорта в целом". В случае, если авария произошла из-за "отсутствия диспетчерского контроля", ответственность возлагается на диспетчера - сотрудника, у которого удаленно осуществляется контроль за состоянием автомобиля и, при необходимости, отключение автопилота. Если же авария произошла в результате ненадлежащего технического обслуживания, ответственность лежит на дилере.


Необходимость фиксации ДТП с использованием автоматических транспортных средств будет возложена исключительно на сотрудников ГИБДД. Применение системы европротокола в этом случае будет запрещено.


Согласно планам Министерства транспорта, закон должен вступить в силу с осени 2025 года. Кроме того, в 2025 году, также возможно разрешение использования беспилотных автомобилей на общедоступных дорогах России.